Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В повседневной деятельности часто возникают ситуации, когда человек, сталкиваясь с какой-то
сложностью, не может полноценно реализовать накопленную энергию, вызванную
физиологическими механизмами стресса, и тогда эта энергия начинает разрушать его самого. Вместо
вполне нормальных стрессовых реакций, нас начинают разрывать на части механизмы стресса, когда
энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.
Понятие «стресс» возникло в физиологии в 30-х гг. ХХ в., и достаточно быстро вышло за границы
биологической трактовки и стало весьма широко использоваться в науке и в житейской практике. В
самом общем виде стресс можно определить как естественную приспособительную реакцию живого
организма на любое событие, происходящее в окружающей среде.
3
Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Любая
неожиданность, которая нарушает привычный ритм жизни, может стать причиной стресса. При этом
не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись.
1.1.Понятие стресса
Стресс – целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным
условиям жизни. Данное понятие было введено английским учёным Г. Селье. Буквально «стресс»
означает «напряжение».
Создатель теории Г.Селье определяет стресс как совокупность стереотипных, филогенетически
запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к
физической активности, т.е. сопротивлению, борьбе, бегству. Эмоциональный стресс включает
психологические и физиологические компоненты.
Стрессами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия (опасность, боль, страх,
угроза, холод, унижение, перегрузки), так и сложные ситуации (необходимость быстро принимать
ответственные решения, быстро менять стратегию поведения, делать неожиданный выбор).
Стресс может возникнуть вследствие влияния следующих факторов: повседневная суета, ссоры,
проблемы на работе, финансовые проблемы, нестабильность, гибель близких людей и т.д.
Стрессовое состояние оказывает особое влияние на психологию людей, их поведение и состояние их
организма. Это проявляется следующим образом:
Неадекватная реакция на малейшее затруднение.
Повышенная возбудимость, которая выражается раздражением или беспричинным смехом.
Снижается активность, в результате человек не успевает выполнить то, что запланировал.
Поведение становится не контролируемым.
Проявляется критичность.
Происходит изменение привычных вкусовых предпочтений.
Происходит нарушение аппетита.
Нарушается сон.
У некоторых проявляется необходимость употребления алкоголя.
Проявляется состояние жалости к себе, хандры, уныния.
Снижается либидо и сексуальное влечение, начинаются расстройства репродуктивной системы у
мужчин и женщин.
Возможна потеря контроля над ситуацией.
4
В иммунной системе - уменьшается способность уничтожать вирусы и защищать организм от
болезней.
Появляются боли в желудке, возможны рефлюкс (рвота) и тошнота.
Сильные головные боли.
Риск возникновения язвенных болезней.
Повышается кровяное давление, частота сердцебиения, уровень холестерина и значительно
увеличивается риск сердечных приступов.
Возникают боли и неприятные ощущения в суставах и мышцах.
Уменьшается плотность костной ткани.
Человек объясняет все эти проявления сложной жизнью, говорит о невозможности их
урегулирования, фактически, не пытается контролировать ситуацию.
1.2.Исследование стресса в психологии
В последнее время наблюдается увеличение интенсивности и напряженности профессиональной
деятельности, которое проявляется не только на психологическом уровне, что ведет к росту
масштабов негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь,
вызывают формирование выраженных и длительных стрессов. Стресс неразрывно связан с
производственной деятельностью. Результаты исследования Л. Джуэлл, М. Лейтер и К. Маслач для
определения влияния стресса на человека позволили нам выявить наиболее важные эффекты, такие
как: ухудшение трудовых показателей, увеличение аварийности, затруднения в общении с людьми,
недовольство работой и плохим состоянием здоровья. Ученые определяют профессиональный
стресс как эмоциональное состояние человека, которое вызывается неожиданной и напряженной
ситуацией в рабочем коллективе, взаимоотношениями конфликта, интеллектуальными и
эмоциональными перегрузками.
Г. Селье утверждает, что стресса невозможно избежать, поэтому вы можете только преодолеть
нежелательные последствия. Это может быть сделано различными способами. Дж. Ньюстром и К.
Дэвис обосновали основные подходы к борьбе со стрессом, которые на основе формирования
«желательных» условий труда помогают избежать негативных последствий стресса.
Человек и окружающая среда взаимно влияют друг на друга. Учитывая важность этого, Р. Карасеком
была разработана «модель взаимного соответствия» индивидуума и окружающего мира - это
подход, который имеет огромную популярность в Соединенных Штатах. Данная модель основана на
предположении, что особую опасность для человека представляют ситуации, когда работа
предъявляет ему слишком высокие требования, которые не соответствуют его способностям, и при
наличии несоответствия между претензиями личности и уровнем вознаграждения, получаемого за
проделанную работу. Модель Р. Карасека основана на требованиях, предъявляемых работой, и
контроле над ней. Эта модель оказала значительное влияние на исследование профессионального
стресса в Европе и Австралии.
5
Благодаря практическим исследованиям С. В. Касла были разработаны различные программы для
борьбы со стрессом, которые в первую очередь ориентированы на ликвидацию негативного
воздействия на психическое здоровье и производительность труда.
По мнению ученых В. А. Бодрова и А. Б. Леоновой, это, прежде всего, рост числа заболеваний
стрессовой этиологии и, как следствие, снижение работоспособности активной части населения,
трудности адаптации к новым видам и формам труда, развитие состояний нарушенной
работоспособности, развитие различных форм личностного неблагополучия (феномен отчуждения
труда, десоциализация, личностная и профессиональная деформация). Таким образом,
подавляющее большинство исследований стресса носит прикладной характер и направлено на
изучение феноменологии явных признаков стресса в профессиональной деятельности.
1.3.Стресс в профессиональной деятельности медицинских работников.
У ряда современных специалистов, занятых в различных профессиях и независимо от отраслевой
принадлежности их деятельности, трудовая функция зачастую сопряжена с перманентным
напряжением, обусловленной высокой ответственностью за результат работы и межличностными
конфликтами. Юристы, медицинские работники, педагоги, сотрудники органов внутренних дел и
представители (высоко)рисковых профессий – вот основные категории трудящихся, чья деятельность
напрямую с этим связана. Именно поэтому вопрос о правильной психологической организации труда
этих групп работников считается наиболее актуальным. Более того, проблема профессионального
стресса, или синдрома выгорания, заслуживает отдельного внимания в вопросе организации труда.
Выбор темы обусловлен тем, что к указанной в названии работы категории трудящихся –
медицинским работникам – данный термин относится в полной мере: равно как к старшему, так и по
отношению к младшему медицинскому персоналу.
Рассматривая понятие стресса у медицинских работников, в первую очередь, необходимо
произвести дефинирование данного термина и определить, что под ним понимается. Это тем более
необходимо, что сегодня в повседневной жизни слово «стресс» употребляется достаточно часто, но
под ним имеют в виду различные (субъективно воспринимаемые и оцениваемые) трудные ситуации,
а также их эмоциональный компонент, с которыми человек может столкнуться практически в любое
время. В таком случае понятие «стресс» будет тождественным понятию «эмоциональное
напряжение».
В психологии нет четкого и общепринятого определения стресса. Во многом это связано и с тем, что
отсутствует и его общая теория. Данный термин используется в слишком широком смысле и
потенциально к феномену стресса можно отнести совершенно разные понятия. В результате этого,
проанализировав труды различных авторов, посвященным теориям стресса, он заключает, что
концепт «стресс», в целом, является абсолютно бесформенным.
Однако, если необходимо дать современное и наиболее подходящее определение стрессу,
максимально адекватное большинству теорий, наиболее соответствующим нам представляется то,
что мы можем встретить в работах Ю.В. Щербатых, в которых стресс описывается как
неспецифическая реакция организма на любые, достаточно сильные и/или длительные воздействия
внешней или внутренней среды, запускающая нейрогормональные механизмы адаптации к этим
6
воздействия. В качестве данных воздействий, т.е. стрессоров, выступают различные физические и
психические компоненты внешней и внутренней среды, травмы, чрезвычайные ситуации и т.д.
Эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессовых факторов, может иметь
адаптивное значение и даже оказывать положительный эффект на организм. В данном случае мы
имеем в виду реакцию «бей – беги», которая помогает человеку либо устранить угрозу, либо
постараться избежать ее воздействий. Однако если стрессовые факторы являются слишком
интенсивными или длительными, допускается нехватка адаптационных ресурсов человека, в
результате чего стрессор может пагубно воздействовать на него, приводя к психическим и
соматическим нарушениям.
Разобравшись с общими аспектами понимания стресса, перейдем к основной части данной работы –
исследованию профессионального стресса медицинских работников. Профессиональный стресс
является многогранным термином, определяющим совокупность психических и соматических
реакций человека на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В действующей в
настоящее время Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10)
профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику.
2.1.Организация исследования
Стресс медицинских работников вызван рядом специфических особенностей их профессии.
Во-первых, это огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, которая тяжким грузом
ложится на их плечи. Во-вторых, длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций -
страдания, боли, отчаяния, раздражения и т. д., которые так или иначе по механизму
эмоционального заражения передаются и на медицинский персонал. В- третьих - это
неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, что нарушает естественные
биоритмы труда и отдыха и негативно влияет на адаптационные способности организма. Вчетвертых, заработная плата врачей и среднего медицинского персонала не соответствует степени их
социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворенности своей профессией и
связанные с этим фактом личностные стрессы.
Симптомы «стресса медработников» не отличаются строгой специфичностью и могут варьировать в
широком диапазоне — от легких реакций типа раздражительности, повышенной утомляемости и т. д.
до невротических и даже психосоматических расстройств.
2.2 Методика «ДОРС - Дифференцированная оценка работоспособности».
Целью данной методики является проведение диагностики субъективной представленности разных
состояний по снижению работоспособности.
В методике Опросник включает 40 высказываний, характеризующих чувства и ощущения, которые
могут возникать в процессе работы. Эти высказывания позволяют оценить выраженность четырех
основных состояний сниженной работоспособности, а именно утомления, монотонии, стресса и
пресыщения, на основании ответов испытуемых по 10 наиболее характерным признакам каждого из
состояний. Данные по каждой шкале стандартизуются и переводятся в единую размерность для
7
сопоставления, на основании чего строится профиль и по «пикам» выделяются наиболее сильно
выраженные негативные факторы.
Результаты основных диагностических показателей опросника ДОРС используются индексы разных
типов состояний сниженной работоспособности:
ИУ - индекс утомления; ИМ - индекс монотонии; ИП - индекс пресыщения; ИС - индекс стресса.
Результаты числовых значений индексов могут варьировать от 10 до 40.
2.3. Опросник профессионального выгорания MBI, адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
Методика предназначена для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек – человек».
Участковым терапевтам нежно было ответить, как часто вы испытываете чувства, перечисленные
ниже в опроснике.
Синдром психического выгорания по модели Маслач-Джексон представляет собой трехмерный
конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию
профессиональных достижений.
Очевидно, что в данной профессии люди более подверженные выгоранию. То есть люди которые
отдают большое количество энергии и сил для выполнения своих профессиональных обязанностей,
чья работа напрямую связана с общением с людьми. Принято считать, что процесс выгорания
является результатом взаимодействия нескольких групп факторов. Рассмотрим эти факторы и
возможность психологической работы над ними.(Рис.5)
Индекс синдрома профессионального у участковых терапевтов в норме. Это говорит о том, что
выгорание ещё не произошло. Однако важно, что далеко не каждый человек, который много
работает и с увлечением отдается какому-то делу, неминуемо «сгорит на работе». Проблема
начинается тогда, когда ресурсов для восстановления утраченных сил, «подзарядки» становится
недостаточно. То есть выгорание начинается тогда, когда предъявляемые к человеку требования
становятся для него чрезмерными и приобретают форму хронического стресса.
Уровень репродукции эмоциональных достижений у всех низкий, это свидетельствует о том, что
человек объективно оценивает себя, не занижает свои профессиональные достижения и успехи, не
ограничивает свои возможности и обязанности по отношению к другим.
Вывод: работа медработников в большей степени связана с общением и взаимодействием с
окружающими людьми. Именно поэтому своевременная диагностика и корректировка поведения
при эмоциональном выгорании медицинских работников является весьма актуальной.
Деятельность врача связана с эмоциональной перенасыщенностью, сильным психофизическим
напряжением, большой вероятностью стрессовых ситуаций. Врач несет в себе «груз общения», он
находится под постоянным действием чужих отрицательных эмоций. Он служит либо «жилеткой», в
которую плачут, либо «мишенью» для выплеска агрессии и раздражения. Человек вынужден
воздвигать психологическую защиту от окружающих (пациентов), становится менее эмоциональным,
8
более безразличным к чужим проблемам, чтобы не спровоцировать у себя синдром выгорания.
Такое поведение возникает на подсознательном уровне, помимо воли человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена профилактике стресса и эмоционального выгорания у медицинских
работников.
Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать вывод, что медицинский персонал - это
люди, которые в высокой степени подвержены эмоциональному выгоранию, ввиду особенности
своей профессиональной карьеры, высокой ответственности за жизнь и здоровье своих пациентов.
Синдром стресса и эмоционального выгорания - это синдром, который развивается постепенно, на
фоне длительных психоэмоциональных нагрузок, и ведет к истощению личностных ресурсов
человека. Возникает в результате длительного накапливания отрицательных эмоций, без
соответствующей «разрядки».
Стресс и эмоциональное выгорание - это синдром, который проявляется в различных сферах психики
человека, где главным симптомом является психоэмоциональное истощение, возникающее в
результате глубоких моральных и эмоциональных затрат в профессиональной деятельности при
длительном его воздействии.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодров, В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов /В.А. Бодров/ – М.: ПЕР СЭ,
2010. – 352 с.
2. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление/ В.А. Бодров/ – М.: ПЕР СЭ,
2006. – 328 с.
3. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса/ Н.Е. Водопьянова/- СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
4. Золотова, Т.Н. Психология стресса/Т.Н. Золотова/ - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 189 с.
5. Касл, С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде/С.В. Касл/ - М.: Радикс,
2005. – 271 с.
6. Китаев – Смык, Л.А. Психология стресса/Л.А. Китаев-Смык/ - М.: Наука, 1983. - 368 с.
7. Леонова, А.Б. Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса
(ИДИКС): методическое руководство / Госстандарт России «Комплексное обеспечение
психологической практики». СПб.: ИМАТОН, 2007. – 56 с.
8. Леонова, А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека/А.Б. Леонова/ -
М.: Смысл, 2007. - 311 с.
9. Леонова, А.Б. Стресс-менеджмент: технология управления стрессом в профессиональной
деятельности / А.Б. Леонова // Управление персоналом. – 2007. - № 9 (163). - С. 81-84.
9
10. Леонова, А.Б. Психологические механизмы саморегуляции функциональных состояний
человека/А.Б. Леонова/ - Ставрополь: ПИРАО-СевКаз ГТУ, 2007. – 369 с.
11. Леонова, А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики
к профилактике и коррекции / А.Б. Леонова// Психологический журнал. - 2004. - № 2. - С. 75–85.
12. Луньяк, А.Л. Барьеры общения, конфликты, стресс/ А.Л. Луньяк/- Минск.: Высшая школа, 1986.
– 384 с.
13. Психология. Словарь/ Петровский А.В. Ярошевский М.Г. 2-е издание, исправленное и
дополненное. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
14. Маркова, А.К. Психология профессионализма/А.К. Маркова/– М.: Знание, 1996. – 285 с.
15. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений/Под ред. Комарова Е.И., Войтенко А.И. – М.: ВЛАДОС, 2001.– 288 с.
16. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика. – СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
17. Роик, В.Д. Профессиональные риски/ В.Д. Роик/ – М.: АНКИЛ, 2004. – 318 с.
18. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме/ Г. Селье/ – М.: Медицина, 1960. – 428 с.
19. Солнцева, Г.Н. О психологическом содержании понятии риск / Г.Н. Солнцева // Вестник
Московского ун-та, серия «Психология».– 2000. – № 3. – С. 45-49.
20. Филиппова, Г.П. Личностно-профессиональные особенности социального работника / Г.П.
Филиппова // Работник социальной службы. – 2009. – № 1.– С.33-37.
21. Фирсов, М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального
работника/ М.В. Фирсов/– М.: Знание, 2003.– 344 с.
22. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности/ В.Д. Шадриков/- М.: Логос, 2004. – 273 с.